ФОРМА СООБЩЕНИЯ
Имя*:
Адрес*
Адрес электронной почты*
Контактный телефон*
Вопрос*:
Тема:Имена
Направление:О людях
Раздел:Статьи

Александр Петрович Довженко

2017-07-31 12:05:00
Советский и украинский кинорежиссер, сценарист, писатель, автор рассказов и повестей, кинодраматург.
 
Родился 11 сентября (30 августа по старому стилю) 1894 года в селе Сосницы, Черниговской области в многодетной крестьянской семье. В 1914 Саша окончил Глуховский учительский институт. Учился в Киевском университете и Коммерческом институте в Киеве. Преподавал физику, естествознание и гимнастику в гимназии (1914-1917). В 1920-1921 принимал участие в создании Киевского отдела народного образования, в 1921-1923 — на дипломатической службе в Польше и Германии. Учился живописи в Мюнхене и в Берлинском художественном училище. В 1923-1926 — художник-иллюстратор одной из харьковских газет. С 1926 — режиссер-постановщик на киностудиях Одессы, Киева, Москвы.

В годы революций и Гражданской войны молодой школьный учитель, вдохновленный идеями украинской национальной государственности, сначала оказывается в рядах сторонников Центральной Рады, а после жестокого разочарования в ее политике — коммунистов (впоследствии пережитое нашло отражение в фильме «Арсенал», 1929). Коммунистическому идеалу Александр Довженко хранил верность всю жизнь, но интерпретировал его чрезвычайно своеобразно.

Уже в первой своей картине «Звенигора» (1928) режиссер пытается соотнести ритмы социальной и естественной жизни народа, отсюда возникает в кинематографе Довженко тенденция к удлинению кадра, опора на внутрикадровое (преимущественно природное) движение, что весьма нетипично для советского киноавангарда 1920-х годов. Полное подчинение силам природы поставило человека на край гибели, делая его бессильным перед лицом любой стихии — как естественной, так и исторической. Поэтому пиетет перед историческим прошлым у художника, как правило, отсутствует.

История представляется ему цепью катастроф. Спасение же — в разгадке тайн природы, ее языка, в сотворчестве с ней — приобщение к вечности. Такую возможность и предоставляет народу, по Довженко, революция, выступающая реальным воплощением многовековых народных чаяний, нашедших отражение в фольклоре. Фольклорные мотивы, постоянно используемые режиссером в фильмах, есть воплощение народного сознания, его мудрости и ограниченности одновременно. Фольклорная метафора в «Звенигоре» возникает у Довженко от полноты ощущения идеала и незнания действительного исторического пути к нему (мотив заколдованного клада).
Яндекс.Метрика Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru